Закрытие очередного трудового сезона на Ямале ребята из студенческих строительных отрядов отпраздновали в городском Доме культуры Лабытнанги 22 августа.
Работодателем студентов стала компания ОАО «СГК-ТрансстройЯмал». Как рассказал нам Александр Авраменко, заместитель начальника сервисного управления филиала компании, в этом году на Ямал приехало больше студентов, чем в последние годы: 254 человека из Екатеринбурга, Челябинска, Кургана, Санкт-Петербурга и Москвы смогли в этом году приложить свои усилия к строительству и облагораживанию трассы Обская – Бованенково. Почти половина из них на Ямале не в первый раз.
Ребята благоустраивали территории разъездов, укладывали тротуарные плиты, водопропускные каналы, устанавливали водопропускные лотки, рыли канавы.
Александр Владимирович не исключает возможности взять некоторых студентов на постоянную работу:
– Ребята очень хорошие, молодые и перспективные, – говорит он. – Мы их работой довольны. Конечно, сначала они немножко «раскачивались», учились, потому что не каждый умеет плитку класть, например. Но под конец смены вошли в ритм и сдавали планы с перевыполнением. Каждое подразделение подсчитывало объем работы самостоятельно, потому что ребята занимались разным делом – кто-то откосы укреплял, кто-то лотки укладывал. Но точно могу сказать, что объем работы, выполненной ребятами, большой. Это значимый вклад в трассу в летний период, большое подспорье для предприятия.
Всего студенты проработали полтора месяца. Рабочий день был насыщенным – собственным желанием ребят было работать по девять часов в день. Средняя зарплата бойца в отряде около 32 тысяч рублей. Как и в предыдущие годы, студенты жили в вахтовых поселках со всеми удобствами: в них есть электричество, отдельная столовая и баня с парилкой. Выдали им и спецодежду. Отдельно для бойцов работодатели заказали «строевки», или, как их еще называют, «бойцовки» – традиционные куртки бойцов строительных отрядов.
- Это сувенир для них, – рассказывает Александр Авраменко. – Работали они в спецодежде, а эти куртки надевают на торжественные мероприятия.
Как рассказали руководители ребят, один участник отряда настолько увлекся работой, что предпочел остаться на трассе еще на месяц.
– Он уже закончил учебу, – говорит Дмитрий Заякин, исполнительный директор аппарата координационного совета отделения российского Союза промышленников и предпринимателей в УФО, – но вместо того, чтобы отмечать свой выпуск или прогулять последнее беззаботное лето, решил работать. В основном ребята в отрядах учатся на втором-третьем курсах. Мы ждем, когда они станут выпускниками.
Отметим, что на трассе трудились не только будущие железнодорожники, такие, как отряд Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), но и представители самых разных специальностей: менеджеры, технологи, даже фельдшеры и дизайнеры.
Для Андрея Дёмина, командира строительного отряда «Факел» из Кургана, это последнее трудовое лето: он уже выпускник. В прошлом году на его бойцов, впервые попавших на Ямал, произвели неизгладимое впечатление белые ночи. Ребята долго не могли привыкнуть и сбивались с привычного режима, приходилось занавешивать окна, чтобы уснуть.
– Работа в этом году была разнообразная, – рассказывает он. – Мы занимались прошивкой и расшивкой железнодорожных звеньев. На Ямале я второй раз, вернулся, потому что трудиться здесь понравилось сразу: много ребят, можно и пообщаться, и поработать, мы работали вместе с Екатеринбургом и Челябинском. Здесь всероссийская стройка, в отряде даже был большой отсев, не смогли всех желающих взять. Я уже третий раз подряд работаю командиром отряда, от меня много требуется: нужно не только руководить, но и самому работать, – смеется Андрей, рассказывая, – нужно соблюдать технику безопасности, чтобы всем ребятам было комфортно работать, чтобы вовремя поступали материалы, плюс жилищно-бытовые вопросы решаю. Свои командирские погоны на следующий год планирую передать своему комиссару, заместителю. Я его готовил, настраивал, знакомил с ребятами, чтобы почувствовал свою ответственность.
А Муса Галиулин, заместитель командира отряда «Уральский мастер» из Челябинска, приехал на Ямал, потому что в вузе была хорошая агитация:
– Во-первых, мне хотелось попробовать что-то новое, да и нас прямо-таки зазывали, – улыбается Муса, вспоминая, – я не разочаровался, вот и езжу второй год подряд. Нам было немного трудно, но только сначала. Мы работали на 559-м километре трассы. Природа, конечно, поражает. До сих пор вспоминаю, как в прошлом году поехали в Горнокнязевск. На досуге играли на гитаре, гуляли по тундре. Дома про Ямал буду рассказывать только хорошее. Да и сам буду теперь агитировать знакомых приехать.
– А у нас в «Политехе» стройотрядовское движение – одно из сильнейших в городе, – вклинивается в нашу беседу Кирилл Кормилицин, командир отряда «Икар» из Санкт-Петербурга, – традиции его у нас живы, так что никому не пришлось рассказывать, что такое ССО. Лично я сюда поехал, потому что это край земли. Кто-то, наоборот, и едет за этим, чтобы побыть как можно дальше от города. Тут проще найти таких людей, с которыми можно будет дальше идти по жизни.
Но ожидания Кирилла немного не оправдались – на трассу он в этот раз не попал. Его отряд остался работать на станции Обской, так что цивилизация всё же вокруг была.
– Мы в отряде развлекали себя сами, у нас собрались креативные люди, и скучать было некогда, – делится он впечатлениями. – Мы должны были праздновать все праздники года на протяжении смены – 8 Марта, 23 февраля, День ВДВ. Праздновали зажигательно. С отсутствием дам в отряде справились просто – разделили отряд на «девушек» и «кавалеров», и они поздравляли друг друга. Всё проходило в формате КВНа, на каждый вечер готовили красочное представление, чтобы забыть на время о работе, рутине. Я учусь на инженера-дизайнера, и творческих людей у нас много. Есть даже планы переименоваться в «Особый строительный студенческий отряд». Объем своей работы за смену специально не измеряли, но речь точно идет о тоннах бетона и километрах канав!
Анна Иванова, Газета «Красный Север»